Животное или человек? Обретение самого себя.
Затевая некое основательное дело, например, постройку дома, важно учитывать качество строительных материалов. Как бы ни был гениален архитектор, как бы ни были искусны строители, если материал гнилой, дом рухнет.
Когда речь идёт о подборе кадров для бизнеса, создании семьи, творческом или общественном объединении, а тем более о построении сбалансированного социума, то «материалом» таких построений являются люди. Если человек гнилой, он не годится ни в деловые партнёры, ни в друзья, ни в супруги, ни в общественные деятели. Ни на что не годится. Таких людей так и называют — негодяй. В противоположность человеку пригожему. (Что характерно, слово это почти вышло из употребления. А жаль.)
Среди материалов маносферы немало текстов о «негодности» всех, абсолютно всех женщин. При этом справедливо признаётся, что с мужской точки зрения они разумны лишь отчасти, вменяемы лишь отчасти, в массе своей приспособленки, а значит не способны транслировать иных моделей поведения кроме тех, что даны в инстинктах и общественных традициях.
И в этом для нас, мужчин, хорошая новость. Потому что мы (по крайней мере, некоторые из нас) способны свои инстинкты подчинять, а традиции задавать.
Но для этого нужна серьёзная работа над собой. Нужно самому стать пригожим. Или, если угодно, качественным. Тут, собственно, и начинается тема, которую я предлагаю почтенному собранию.
Разумеется, «включить инстинкт вожака» — дело важное и необходимое для каждого мужчины, которого не привлекает карьера лакея или расходного материала. Но всё ли в человеке ограничивается инстинктами? Кто мы на самом деле? Люди или всего лишь прямоходящая версия узконосой обезьяны?
Как часто мы сравниваем себя с животными! «Разбуди своего зверя!» — вещает реклама. «Прислушайтесь к инстинктам», — вкрадчиво шепчут психологи. «Человек – общественное животное», — говорит один умный человек. «Человек – стадное животное», — возражает другой, не менее умный. Крикнешь, бывало, из окна: «Homo homini lupus est!», а в ответ: «Сам козёл!» Так и живём в окружении быков и тёлок, баранов и бакланов, кисочек и цыпочек. (Про оленей и сук я вообще молчу!).
В контексте этологии мы уже откровенно называем друг друга «самцами» и «самками», вычисляем свою «примативность» и «доминантность», работаем над «повышением ранга», объясняем свои переживания гормонами, а мотивы инстинктами. И всё больше людей верят в то, что любовь – это не более чем половое влечение и комплекс переживаний по поводу его удовлетворения или не удовлетворения. Обильный опыт наблюдений за человекообразными, живущими в рамках концепции «жрать, срать, ржать» эту веру лишь укрепляет.
А меж тем человек принципиально отличается от любого другого живого существа планеты Земля. Хотя бы тем, что способен иметь категорически иные цели в жизни кроме питания, сна и секса.
Что является кульминацией жизни растения или животного? Потомство! Все жизненные соки, все силы и навыки бросаются на то, чтобы вид продолжился. Несметное число живых существ даже умирает сразу после акта оплодотворения (самцы) и размножения (самки), ибо главное предназначение исполнено и дальше жить незачем.
Совсем не так у людей. Список бездетных холостяков впечатляет: Геродот и Гиппократ, Леонардо и Боттичелли, Ньютон и Кант, Бетховен и Мусоргский, Франциск Ассизский и Серафим Саровский, Лермонтов и Гоголь, Шопенгауэр и Ницше, Галуа и Тесла… Перечисление можно продолжать очень долго. И кто посмеет сказать, что эти люди прожили напрасно?!
«Уберите 100 человек из истории Франции, – сказал Л. Пастер, – и истории Франции не будет». То же самое можно сказать об истории любой другой страны и о мировой истории в целом.
Дела великих людей: гениев, созидателей, первопроходцев выделяют человека в совершенно особый класс живых существ, для которых питание и размножение не самоцель, но лишь средства обеспечения чего-то большего.
Мысль эта не нова. В большинстве древних мифологий и религий присутствует мотив особого положения человека в мире, особого его родства с Богом (богами). Лишь человек наделён бессмертным духом. Животные (а в мусульманской традиции и женщины) имеют лишь смертную душу, умирающую вместе с телом.
А ещё издревле за человеком замечалась своеобразная двойственность. С одной стороны, явное звероподобие. С другой – сходство с духовным существом вроде ангела. При этом было подмечено, что мужчина, внешне напоминая «грубое, волосатое животное», гораздо более склонен к интеллектуальной и духовной деятельности. Женщина же наоборот: имея внешность ангела, как правило остаётся в рамках земных, животных интересов.
В лоне индуизма, буддизма, христианства, ислама и религий поменьше возникали многочисленные методики по борьбе Духа с Плотью. Внутреннего зверя в человеке пытались убить, укротить, посадить на цепь, приручить, вразумить, запрячь, одухотворить. Но Зверь победил. Под влиянием многочисленных последователей Дарвина расцвёл неототемизм: вера в предка и родоначальника всех прямоходящих – Великую Обезьяну. И, как следствие, попытка вывести всё богатство человеческого духа исключительно из животных корней.
По этой же причине к нам пришёл матриархат. Культура Духа ставит во главу угла мужчину. Культура Тела – женщину. (Впрочем, это уже другая, весьма обширная тема).
Борьбе с животным началом в человеке посвящено немало увлекательных страниц легендарного Учебника Олега Новосёлова. Инстинкт велит: укради! Религиозная заповедь: Не укради. Инстинкт призывает: осеменяй максимум самок! А заповедь: Не прелюбодействуй! Инстинкт: теряй голову и все ресурсы бросай на спаривание! А заповедь: Не сотвори себе кумира!
И вдруг оказывается, что в условиях всё более развитой цивилизации именно новая, НЕ животная этика делает общество гораздо сильнее и жизнеспособнее. Но в наше время, когда авторитет традиционной морали резко упал, пост-христианские страны активно слабеют и вымирают. Женский беспредел, мизандрия, безотцовщина, «аленизм», а в мировом масштабе феминизм, консьюмеризм, глобализм — лишь внешние симптомы, этой глубинной деградации: дегуманизации общества, утраты человеком себя.
Итак, что есть высшая, истинная природа человека? Её существо трёх-составно: Дух, Этика, Созидание.
ДУХ.
Мужчина — это прежде всего «внутренний стержень» или СИЛА ДУХА. Сильный дух — это:
1) Цельное и крепкое мировоззрение. Ясная картина мира и своего места в этом мире. Понимание законов, причинно-следственных связей и основополагающих принципов бытия как минимум на житейском практическом уровне. Готовность беречь и отстаивать свои убеждения в агрессивном поле чуждых мировоззрений, а также корректировать или (в исключительных случаях!) менять их по мере приобретения личного опыта и изучения опыта других людей.
Информационная среда сейчас программирует прямо противоположное, клиповое видение мира, в котором нет твёрдых принципов, нет авторитетов, любое мнение можно оспорить и осмеять. Вместо цельного понимания – разрозненные картинки, мемы, эмоджи, вирусные вбросы вроде «Бери от жизни всё!» «Живи для себя!» «Ты этого достоин!» Такой человек – удобный объект манипуляций. Он идеальный потребитель рекламы, товаров и политтехнологий. Его легко убедить в чём угодно, если это не затрагивает его личный комфорт. Он типичный обитатель Матрицы: духовно кастрированный раб, уверенный в своей свободе; микроскопическая личность с титаническим самомнением.
2) Чёткое понимание своей жизненной цели (главной стратегической и мелких тактических).
Действительно высокая цель всегда выходит за рамки материальных интересов. Создать гармоничное общество, открыть новые пути, изобрести неслыханное, познать законы Вселенной, выйти за пределы известного – вот обобщённые примеры великих целей.
Сейчас наблюдается острый дефицит смысла жизни. Если цели человека не поднимаются выше, чем «лавэ, дома, тачки, стиль собачки», перед нами духовный труп, стерва (в изначальном значении слова: падаль, дохлое животное). Причём таких зомби хватает и среди женщин, и среди мужчин.
Не имеющего внятных жизненных целей человека легко убедить служить целям чужим: босса, жены, мамы, телевизора, мошенников, политтехнологов – кого угодно.
3) Наличие воли к достижению этих целей. Активность, пассионарность, готовность действовать вопреки своей лени, мнению окружающих, личному комфорту. Воля активно связана с целью. Если цель вдохновляет, то разность потенциалов между тем, «как есть» и тем «как станет» способна создать колоссальное напряжение сил.
Без этого человек превращается в тюфяка, кухонного Наполеона, который даже если всё понимает, сделать ничего не может. Безвольный человек – импотент и духовный инвалид. Он всегда внушаем и зависим.
ЭТИКА.
Чтобы не сбиться с пути необходим компас. Чтобы действовать, обязательно нужны этические ориентиры. Важно знать, что хорошо, что плохо; что подвиг, а что подлость; где свои, а где чужие. У разумного мужчины всегда есть твёрдые, разумные принципы, которых он придерживается во чтобы то ни стало. Вопреки инстинктам, вопреки даже соображениям личной выгоды. Иначе это флюгер, тряпка или продажная шкура.
В сбалансированных обществах существует понятие честь. Человеком чести может быть только свободный. Тот, кто не продаётся и не покупается, кто не боится и жизнь потерять ради сохранения чести. Раб и трус, дрожащий за свою шкуру, ни чести, ни свободы иметь не могут.
Ну и конечно моральное поведение предполагает совесть. Внутреннее чутьё, «глубинный голос Бога», способность ощущать удовлетворение от нравственного поступка и стыд от безнравственного.
Этику формирует религия (в светском варианте – идеология). В обществе без святынь и идеалов этика формируется стихийно: на основе животных программ и рыночных отношений. Это значит, что вместо абсолютных критериев «Добро – Зло», «по совести – не по совести» начинают выступать относительные, эгоцентрические понятия: «выгодно – не выгодно мне», «приятно – не приятно мне».
О том, как это выглядит в женском исполнении на данном ресурсе материалов предостаточно. Но и в мужском варианте ни шкурность, ни беспринципность, ни потребительское отношение к окружающим восторга не вызывают.
Этике продажности и потреблядства можно противопоставить только этику абсолютных моральных ценностей, не зависящих от моды, мировых трендов, политики и заказных «открытий» очередных «британских учёных». Если мы, мужчины не сможем дать пример этичного поведения, его не даст никто. Женщины имеют принципиально иную этику. Для них хорошо то, что любо. В условиях либеральной вседозволенности это выливается в бесстыдную эксплуатацию мужчин, паразитизм, блуд, беспринципность, продажность и вероломство. Мужчины, исповедующие подобную мораль от этих барышень принципиально ничем не отличаются. Слова «блядь» и «потреблядь» рода не имеют.
Но, если вдруг каким-то чудом критическое большинство мужчин начнёт вести себя нравственно, и это станет традицией, женщины обязательно подстроятся. Быть «в тренде» – их сущность.
СОЗИДАНИЕ (творчество).
Все существа на земле живут по одному сценарию: родился, питался, размножился, умер. Они оставляют после себя только потомство и продукты биологической жизнедеятельности. Даже если кто-то из них плетёт сети, строит гнёзда и муравейники, то делает это исключительно по типовому шаблону и только во имя всё тех же главных целей: выживания, питания и размножения.
Лишь человек способен оставить после себя нечто большее. Например, научное открытие, шедевр искусства, философскую систему, империю, цветущий сад, дом, учеников и много-много всего другого, в том числе оригинального, нового, нестандартного.
Любое человеческое общество существует исключительно благодаря созидателям и держится их усилиями. Собственно, количество и качество продуктов созидательного труда составляют общественную ценность каждого из нас. «Дерево познаётся по плодам, а человек по делам».
В условиях ущербного духа и повреждённой этики люди оставляют после себя также горы мусора, химическую отраву, радиоактивные отходы, пожарища, техногенные пустыни и много другого, пардон, дерьма. Но даже это делает человека уникальным. Никакая обезьяна на подобный вред не способна.
Итак: ДУХ, ЭТИКА, СОЗИДАНИЕ. Высшая природа человека. В животном плане им соответствуют
1. АНИМА. Животная душа. Мир чувств, переживаний, страстей, желаний и соображений по этому поводу (тот самый «богатый внутренний мир», которым так гордятся дамы). Отсутствует свобода, т.к. зверочеловек всегда раб страстей (жадности, тщеславия, голода, похоти и т.д.) а решения принимает не голова, а совершенно иные места.
2. ИНСТИНКТЫ. Самосохранения, половой, иерархический и др. Удовлетворение инстинкта сопровождается положительными эмоциями, неудовлетворение – отрицательными. Именно этим определяются основные цели и мотивы человекообразных.
3. ШАБЛОНЫ и РИТУАЛЫ. Человек животного сознания не способен на творчество. Он может лишь воспроизводить набор раз и навсегда заданных шаблонов. В лучшем случае он ремесленник. В худшем – бессмысленная тягловая савраска, белка в колесе, медленно погибающая в нескончаемом круговороте рутины или робот-функционер, шестерёнка Матрицы.
В сообществе «уставших романтиков» как-то уже не принято говорить о любви. Даже не прилично как-то. И множество разочарованных мужчин под влиянием негативного опыта всё крепче верят, что «любви нет, а жизнь дерьмо». Да, в обществе потребления любовь невозможна. Мир денег и гламура в принципе не знает такого понятия. Здесь возможен только секс или, в крайнем случае, временный союз из корыстных соображений.
Но обретая свою истинную природу, становясь человеком, мы обретаем возможность любить. Жаль, что в агрессивной среде сохранить в себе это качество бывает крайне сложно. Нужно предпринимать серьёзный труд просто чтобы не деградировать. А чтобы расти, да ещё и близких своих вести за собой, усилий нужно намного больше. «Душа обязана трудиться и день, и ночь…»
И лучший выбор приоритетов этого труда – развитие своей высшей природы. Он лежит в основе любой грамотной педагогической системы (Ушинский, Сухомлинский, Корчак и им подобные). Ребёнок рождается зверёнышем. Не нужно учить его воровать, бояться сильных и обижать слабых, подличать и манипулировать. Всё это дано от рождения в животных программах. А вот таким вещам, как честь, совесть, великодушие, любовь, верность, дружба… Этому надо учить. Иначе вырастет «обезьяна в костюме», умное, эгоцентричное, безжалостное животное, глядящее на мир, как на питательную среду, а на окружающих, исключительно как на средство поиметь что-то для себя любимого (любимой) и уважающее лишь силу доминанта.
К сожалению, читая комментарии на разных мужских ресурсах (особенно молодёжных), приходится всё чаще сталкиваться с откровенно животными установками: Не позволяй себя кусать, кусайся сам. Не позволяй поступать с тобой по свински – свинячь сам. Не терпи предательства – предавай сам! Не позволяй женщине потреблять себя – потребляй женщин сам. Да и вообще больше потребляй! Живи для себя!
Подобные умонастроения вполне закономерные в рамках врождённого животного мировоззрения, как нельзя лучше способствуют войне полов, разрушению остатков традиционной культуры, семьи, этики и дают феминисткам убедительные аргументы против мужчин и мужского движения.
Так что воспитание высшей человеческой природы (в первую очередь в себе, во-вторую, в детях) – сугубо наше, мужское дело. Не сделаем мы – не сделает никто. «Никто, кроме нас!».
Как ни странно, в области самосовершенствования разумно и масштабно мыслящие люди вполне могут быть солидарны, вне зависимости от личных верований и религиозных убеждений. Поэтому следующие 2 абзаца адресованы разным читателям.
2 абзаца для верующих (атеистам не читать!)
Творец создал нас по образу и подобию Своему. Человеческий дух – частичка Бога в нас. Но Бог, как мудрый учитель, не решает задачи за учеников. Мир дан нам как пропись, которую нужно дописать; как полуфабрикат, который нужно довести до ума. Поэтому данное нам земное, животное тело, мы должны сделать достойным вместилищем Духа и послушным инструментом для преображения материального мира. Никак не наоборот! Недопустимо, чтобы божественный разум лишь обслуживал желания тела.
Мы наполовину ангелы, наполовину животные. Нам предоставлен выбор: либо мы живём по заповедям Божьим, как ангелы, либо по инстинктам и страстям, как животные. Выбирая ангельскую природу, мы приближаемся к Богу, и тем самым спасаем свою бессмертную душу. Чем больше людей живёт по законам любви, чести и совести, тем ближе земная жизнь к райской. Когда животная природа побеждает, наступает ад. Да, жить по страстям проще, но «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Матф.11:12)
2 абзаца для атеистов (верующим не читать!)
Человек – высшая ступень эволюции. А значит определяющими вид признаками в нём являются именно те, что отличают его от приматов: принципиально иной тип жизненных целей, нематериальные интересы, способность к абстрактному мышлению, свободному творчеству, любви, чести, этичному поведению вопреки инстинктам.
В процессе деградации человек может скатываться на уровень животного и таких примеров не счесть. Именно поэтому этология работает и в области человеческих отношений. К сожалению. Но такое положение не единственно возможное! Массовое падение на уровень исключительно животных интересов ослабляет общество, делает его нежизнеспособным. В результате естественный отбор оставит на исторической арене народы с сильным духом, крепкой, здоровой этикой и мощным созидательным потенциалом. Остальные – вымрут.
P.S.
Я старался быть предельно кратким, и, разумеется, данный текст лишь пунктирная схема. Если почтенному собранию окажутся интересны вопросы обозначенные здесь, тема будет разработана шире.