Раньше во всех культурах существовала процедура (ритуал) мужской инициации. Была чёткая граница, перейдя которую, мальчик становился мужчиной.
Позволю себе процитировать выдержки отсюда:
Если говорить о ритуалах инициации, то любой из них включает две основные части: умирание чего-то старого и рождение чего-то нового.
Стоит отметить, что в различных культурах архетипические стадии таких переходных ритуалов были примерно одинаковы. Их длительность, интенсивность и определенность довольно отчетливо показывают, сложность процесса расставания с детством и взросления людьми понималась издавна.
Первая стадия - физическое отделение от родителей, как правило сопровождавшееся внезапностью и насилием
Родительская семья, домашний очаг – это то, что является символом уюта, комфорта и безопасности. Аналог материнского лона. И добровольно покидать место, где «и так неплохо кормят»… в общем, дураков нэма. Тепло и защита имеют большую притягательную силу, но остаться у домашнего очага означало отказаться от возможности стать взрослым.
Вторая стадия – символическая смерть и похороны
Прохождение через некий эпизод, дающий переживание того, что он больше не сможет вернуться домой, его уход является окончательным и бесповоротным. Это была потеря прежнего состояния и самоощущения, расставание с миром детства. Это могло быть и прохождение через темный туннель и пребывание в одиночку в каком-нибудь другом месте, наводящем ужас.
Третья стадия - возрождение
Знак того, что, несмотря на потерю детского рая, жизнь продолжается. Часто на этой стадии происходило изменение имени или его обретение. Это символизировало появление на свет нового человека.
Четвертая стадия - обучение
На этом этапе происходило приобретение знаний, которые необходимы юноше, чтобы он мог вести себя как взрослый мужчина. Ему сообщали о тех правах и обязанностях, которые он получает в этом новом качестве – взрослого мужчины и члена сообщества. Также на этой стадии происходило посвящение в таинства, при котором у юноши должно было появиться ощущение твердости духа и сопричастности трансцендентному миру. Таким обучением занимались специальные наставники, которые являлись проводниками, помогающими перейти из одного состояния в другое.
Еще раз, смотрим сюда внимательно, это важно! Именно в такой последовательности: расставание с « собой-ребенком» - обретение «себя-взрослого» – обучение тому, как в этом новом качестве жить.
А теперь смотрим на современную культуру и, что называется, «чувствуем разницу». В нашей культуре обучение различным умениям с навыками проходит с детства, но оно не подкрепляется реальной трансформацией и потому имеет очень шаткую основу. В результате ощущение мужественности оказывается весьма уязвимым.
Пятая стадия - стадия сурового испытания
Мальчик подвергался мучительным – на современный взгляд даже неоправданно жестоким – страданиям. Испытание в обязательном порядке включало в себя изоляцию, пребывание отдельно от остального сообщества, знаменуя невозможность вернуться под защиту взрослых. Это одиночное выживание, в котором приходилось полагаться только на свою сообразительность, свое мужество и свое оружие могло продолжаться несколько месяцев. Так, у Ефремова в «Лезвии бритвы» описывается йогический ритуал «испытания тьмой, которое быстро и верно изменяет душу человека, выводит его на путь, дает нечеловеческие стойкость и мужество». Смысл этих испытания состоял не только и не столько в том, что «хороший выживет, плохого не жалко». А в необходимости мобилизовывать собственные ресурсы, вырабатывать способность опираться на себя, когда рядом больше никого нет.
К тому же страдания позволяют порвать со старыми привычками и зависимостями.
Финальная, шестая, стадия - возвращение в новом качестве
Совершив свое странствие, умерев и воскреснув, обретя новое понимание себя и своего места в жизни.
В чем смысл такого переходного ритуала? В том, что для того, чтобы мальчик стал мужчиной, он должен пережить травму, это необходимый этап мужского становления. Цель этой травмы состоит в сепарации мальчика от матери. Нужно пожертвовать материнской безопасностью и зависимостью для того, чтобы стать мужчиной. Момент попадания в суровые условия, где нужно бороться за выживание, при этом необходим.
Стоит отметить, что в различных культурах архетипические стадии таких переходных ритуалов были примерно одинаковы. Их длительность, интенсивность и определенность довольно отчетливо показывают, сложность процесса расставания с детством и взросления людьми понималась издавна.
Первая стадия - физическое отделение от родителей, как правило сопровождавшееся внезапностью и насилием
Родительская семья, домашний очаг – это то, что является символом уюта, комфорта и безопасности. Аналог материнского лона. И добровольно покидать место, где «и так неплохо кормят»… в общем, дураков нэма. Тепло и защита имеют большую притягательную силу, но остаться у домашнего очага означало отказаться от возможности стать взрослым.
Вторая стадия – символическая смерть и похороны
Прохождение через некий эпизод, дающий переживание того, что он больше не сможет вернуться домой, его уход является окончательным и бесповоротным. Это была потеря прежнего состояния и самоощущения, расставание с миром детства. Это могло быть и прохождение через темный туннель и пребывание в одиночку в каком-нибудь другом месте, наводящем ужас.
Третья стадия - возрождение
Знак того, что, несмотря на потерю детского рая, жизнь продолжается. Часто на этой стадии происходило изменение имени или его обретение. Это символизировало появление на свет нового человека.
Четвертая стадия - обучение
На этом этапе происходило приобретение знаний, которые необходимы юноше, чтобы он мог вести себя как взрослый мужчина. Ему сообщали о тех правах и обязанностях, которые он получает в этом новом качестве – взрослого мужчины и члена сообщества. Также на этой стадии происходило посвящение в таинства, при котором у юноши должно было появиться ощущение твердости духа и сопричастности трансцендентному миру. Таким обучением занимались специальные наставники, которые являлись проводниками, помогающими перейти из одного состояния в другое.
Еще раз, смотрим сюда внимательно, это важно! Именно в такой последовательности: расставание с « собой-ребенком» - обретение «себя-взрослого» – обучение тому, как в этом новом качестве жить.
А теперь смотрим на современную культуру и, что называется, «чувствуем разницу». В нашей культуре обучение различным умениям с навыками проходит с детства, но оно не подкрепляется реальной трансформацией и потому имеет очень шаткую основу. В результате ощущение мужественности оказывается весьма уязвимым.
Пятая стадия - стадия сурового испытания
Мальчик подвергался мучительным – на современный взгляд даже неоправданно жестоким – страданиям. Испытание в обязательном порядке включало в себя изоляцию, пребывание отдельно от остального сообщества, знаменуя невозможность вернуться под защиту взрослых. Это одиночное выживание, в котором приходилось полагаться только на свою сообразительность, свое мужество и свое оружие могло продолжаться несколько месяцев. Так, у Ефремова в «Лезвии бритвы» описывается йогический ритуал «испытания тьмой, которое быстро и верно изменяет душу человека, выводит его на путь, дает нечеловеческие стойкость и мужество». Смысл этих испытания состоял не только и не столько в том, что «хороший выживет, плохого не жалко». А в необходимости мобилизовывать собственные ресурсы, вырабатывать способность опираться на себя, когда рядом больше никого нет.
К тому же страдания позволяют порвать со старыми привычками и зависимостями.
Финальная, шестая, стадия - возвращение в новом качестве
Совершив свое странствие, умерев и воскреснув, обретя новое понимание себя и своего места в жизни.
В чем смысл такого переходного ритуала? В том, что для того, чтобы мальчик стал мужчиной, он должен пережить травму, это необходимый этап мужского становления. Цель этой травмы состоит в сепарации мальчика от матери. Нужно пожертвовать материнской безопасностью и зависимостью для того, чтобы стать мужчиной. Момент попадания в суровые условия, где нужно бороться за выживание, при этом необходим.
Ещё нашёл толково сформулированные принципы ритуала:
1) Это должно быть помещение в чисто мужскую среду
2) Это должно сопровождаться болью и угрозой выживанию (хотя бы символической).
2) Это должно сопровождаться болью и угрозой выживанию (хотя бы символической).
Раньше мужская инициация была вопросом выживания рода - поэтому была обязательной по умолчанию. Чем лучше становились условия жизни, тем больше традиции херили (один-в-один как с бабами, которые борзеют, когда жизнь сытая и безопасная, и становятся шёлковыми и послушными в условиях войн, революций, катаклизмов и прочих опасностей). В советские годы армия ещё выполняла какую-то инициационную роль (в разные периоды по-разному, впрочем, и чем дальше - тем хуже). Нынешняя деградировавшая армия сама по себе уже не выполняет инициационной роли, т.к. государству нужны не сильные мужчины, а покорные рабы. Хотя - ИМХО (за это мнение меня здесь закидают камнями, знаю) - армия при грамотном подходе всё-таки может дать возможность пройти мужчине инициацию. Под грамотным подходом я подразумеваю: а) идти туда подготовленным (то есть тело и дух должны быть закалены годами тренировок ещё до призывного возраста; отец должен целенаправленно готовить сына к армии); б) идти туда не наугад, куда пошлют, а приложить усилия, чтобы попасть в нормальную часть (лучше заниматься физухой, учиться стрелять и т.п., чем красить траву и строить дачи генералам). Кстати, хороший вариант, по-моему (особенно для парней, воспитываемых бабами) - пойти в военный вуз.
Теперь вопросы, камрады:
- как мужчине в условиях нынешнего матриархата и тотальной деградации общества пройти свою мужскую инициацию?
- что вообще сегодня может быть такой инициацией?
- прошли ли её вы, как именно?
- если у вас есть сын/внук, как бы вы хотели, чтобы прошёл её он?
Предвидя возможное мнение, что и без всяких инициаций жить можно - отвечу, что существовать - можно, нормально жить - нельзя. Аленизм - болезнь именно инфантильных юношей (даже если по паспорту и 40 лет, например), а не зрелых мужчин.
Можно, разумеется, "по капле выдавливать из себя раба", но процедура инициации тем и отличается, что она ограничена по времени и на выходе имеет чёткий результат (да или нет, прошёл или не прошёл). Как с теми же водительскими правами - либо ты сдал экзамен и получил их, либо не сдал и не получил.